Игры с Дитером Шварцем

В прошлом году на международной конференции демократического образования мы познакомились с Дитером Шварцем — мастером разнообразных игр, последователем интуитивной педагогики Пера Альбума и практиком PÄR PLAY. У Дитера много удивительных историй о том, как благодаря игре и интуитивному подходу преображался трудный класс, который он вёл, и как менялся он сам, обретая контакт со своими чувствами. Он очень интересно об этом рассказывает и его можно бесконечно слушать, что и делали периодически участники его игровых сессий. А можно испытывать это преображение на себе, играя с Дитером и возвращая себе то состояние сознания, которое присуще ребёнку — открытое, не сфокусированное на чём-то одном, а внимательное ко всему — и которое взрослые со временем утрачивают, теряя контакт со своими внутренними процессами, а зачастую и с происходящим в окружающем мире.

Игры Дитера про контакт с собой, про умение проживать свои чувства, открытость новому, внимательность к себе и другим, осмысленный риск, навыки взаимодействия, лёгкое отношения к ошибкам. Дитер потрясающе чувствует свою игровую «аудиторию», то добавляя сложности в игре, то, наоборот, упрощая, что-то поясняя и переводя фокус внимания на разные вещи. Но, прежде всего, он получает искреннее удовольствие от игры сам и дарит это удовольствие всем участникам. Играя с Дитером на конференции, а потом во время его воркшопа в Москве, мы думали о том, как здорово было бы дать ученикам нашей школы возможность поиграть с ним.

Казалось, это совершенно невозможно: Дитер живет в другой стране, оплачивать его приезд неподъёмно дорого для школы. А теперь и вообще все прикованы к своим домам и городам. Но зато освоили способы удаленной коммуникации и стали более открыты к новому общению! И вот вчера Дитер «приехал» к нам в школу с помощью программы Zoom, проектора и нескольких камер. Мы играли с ним в самые разные игры: без партнера, с партнером, большой разновозрастной группой от 5 до 40+ лет. Смеялись, тупили, делали что-то новое, сверялись со своими ощущениями от игры, учились получать удовольствие от ошибок, а не бояться их. Дитер улыбался нам с экрана своей лучезарной улыбкой, смеялся, звал жену, чтобы показать какие-то новые движения, что-то поправлял, что-то просто наблюдал. Потом, когда оговорённое время истекло и Дитер отключился, мы еще продолжали играть почти столько же в эти и другие игры, то и дело что-то меняя, вспоминая и придумывая по ходу.