Как школа выбрала самонаправленное образование

В октябре исполнилось 2 года с того дня, как в Москву впервые приехали создатели школы по модели Садбери Вэлли в Нидерландах Питер и Кристел Харткамп. Встреча с ними стала поворотной для нашей школы, и в итоге привела к появлению «Демократической школы Бюллербю».

Но дело в том, что сама школа «Бюллербю» появилась гораздо раньше, чем 2 года назад, а именно в 2014 году, то есть ей уже больше 6 лет! И все эти годы в ней постоянно происходили какие-то изменения. В школе всегда искали наилучший путь к тому, чтобы дети в психологически комфортной обстановке с индивидуальным и очень бережным вниманием взрослых с удовольствием проводили время и учились.

Я хочу нарисовать здесь портрет школы, какой она была 2 года назад, перед приездом Харткампов. Чтобы было понятно, чего мы достигли к тому моменту и в какой точке приняли решение о создании демократической школы.

  • В школе было 30 детей и при этом около 25 вариантов расписания, то есть почти у каждого ученика было своё индивидуальное расписание, с учетом его уровня знаний и интересов по разным предметам.
  • Для детей помладше в обучении применялись игровые подходы, было много времени на свободную деятельность, особенно у первоклашек.
  • Внимание уделялось и ритму учебы: во время занятий обязательно проводились двигательные перерывы, разминки, в соответствии с потребностями разных возрастных групп.
  • В средней школе предметы, предполагающие освоение большого количество информации, стали преподавать методом погружения, то есть не раз в неделю по часу, когда от урока к уроку успеваешь забыть даже цвет учебника, а каждый учебный день на протяжении всего семестра, когда времени хватает и на лекции, и на самостоятельную работу, и на практические занятия. Также такой способ изучения материала учитывает кривую забывания информации мозгом Эббингауза.
  • Некоторые преподаватели для представления информации научились использовать ментальные карты.
  • В программе допускали большие «вольности» — учителя шли за интересами учеников в большей степени, чем за порядком освоения материала, определённым ФГОС.
  • По навыковым предметам – то есть тем предметам, где нужно наработать, натренировать какой-то конкретный навык, например, счёт, орфографию – были ежедневные короткие занятия (включая небольшие задания на свободные дни), чтобы информация лучше усваивалась и запоминалась.
  • Учителя никогда не ограничивались материалами из учебников, а использовали самые разные источники и разработки.
  • По некоторым предметам использовался так называемый «перевернутый класс».
  • Для обучения детей иностранным языкам преподаватели использовали коммуникативные методики, в частности методику Китайгородской.
  • В конце четверти придумали проводить зачетную неделю, на которой зачеты по разным предметам прошли в таких необычных и креативных форматах, что нам самим хотелось походить и посдавать какие-нибудь зачеты.
  • Кроме того, были занятия с психологомтьютором, были разные совсем не школьные предметы вроде театра на английском языке или опытов из разных областей естественных наук.
  • Внутри школы конечно же не было никаких оценок и баллов, но была система безоценочной обратной связи.
  • Были введены проектные недели, в которые ученикам предоставлялась полная свобода организовывать любые активности.
  • Кроме того, использовались элементы демократического управления: проходили общешкольные собрания, на которых взрослые и дети совместно решали самые разные вопросы, касающиеся работы школы, и устанавливали школьные правила.
  • И, конечно, были все наши традиционные походы, поездки, лагеря.

В общем, в школе было реализовано очень и очень много из того, что по нынешним представлениям об образовании считается важным, эффективным, прогрессивным.

Но, как я сказала, нам было важно не соответствовать современным понятиям об эффективном образовании, а чтобы дети учились с удовольствием. И мы не могли не заметить, что всё это огромное количество усилий взрослых практически никак не отражается на учениках. Ну то есть как. Детям было прикольно. Они с интересом изготавливали глиняные таблички, мумифицировали апельсины, устраивали друг для друга географические квесты, участвовали в викторинах, умножали решёткой и крест-накрест, сочиняли короткие рассказы или целые книги, участвовали в театральных постановках. Но в целом всё это практически никак не отражалось ни на усвоении знаний, ни на интересе к предметам. Если у какого-то ребенка был повышенный интерес к тому или иному предмету, то он был и без всего этого, и так и оставался. Остальные хоть и проявляли активность и заинтересованность на уроке, но полученная там информация все равно держалась очень некрепко и довольно быстро испарялась. То есть усилия, вкладываемые учителями и организаторами в учебный процесс, постоянно росли, а эффективность обучения практически нет.

При этом мы также видели, что в области своих собственных интересов дети учились очень эффективно, быстро, увлеченно и практически не прибегая к помощи школы. Да, в подавляющем большинстве случаев эти интересы лежали далеко за пределами школьной программы, но важен сам факт: мы видели, что дети прекрасно умеют учиться и постоянно находят для этого новые возможности.

Мы оказались в тупике. Было видно, что дальше двигаться в том же направлении смысла нет, но куда идти – было непонятно. И как раз в этот момент в Москву приехали Харткампы, создатели и многолетние сотрудники школы по модели Садбери Вэлли в Нидерландах, которые поделились своим опытом со всеми интересующимися. Не сказать, чтобы мы раньше не слышали о Садбери. Но всё, что мы слышали, казалось нам чем-то абсолютно нереалистичным и вообще не про нашу жизнь. Однако, пообщавшись с Харткампами, мы поняли, что образовательная модель Садбери — жизненная и реализуемая. К тому же она очень точно адресует проблематику, с которой мы столкнулись.

После этого было бесконечно много разговоров, обсуждений, поисков, проб, ошибок… Я не буду здесь это описывать. Об этом очень здорово написала Дина Зарецкая. Если еще не читали – обязательно почитайте

Я просто хочу сказать, что демократическая школа Бюллербю появилась не на ровном месте на основании красивых идей. Она выросла из семейной школы, которая шла по пути поиска самого лучшего образования, и оказалось, что этот путь – это путь к свободе.

Если хотите посмотреть запись встречи с Питером и Кристел Харткамп 22 октября 2018г, то ее можно найти на странице FB пространства самонаправленного образования У.Дача.

Фото Ольги Гориной