Контактные игры

У нас в школе дети играют в контактные игры. Возятся, толкаются, борются, таскают друг друга. Мы считаем, что контактные игры очень важны для развития: ребята учатся управлять своим телом, балансом, силой, агрессией, понимать границы своих возможностей, как физических, так и эмоциональных. Но это и очень тревожащие игры, потому что бывает, что это не только выглядит, как драка, но и перерастает в такую. Поэтому у нас есть совместно выработанные правила: что можно, что нельзя, когда нужно остановиться, когда и как может остановить кто-то посторонний. Гарантируют ли такие правила, что борьба всегда останется борьбой? Нет. Но они создают пространство, которое помогает научиться.

Не так давно был прецедент. То, что сначала выглядело как веселая игра между двумя мальчишками, и собрало вокруг группу наблюдателей, поддерживающих своими возгласами разные стороны, в какой-то момент перестало быть игрой для одного, но он не воспользовался правом на стоп-слово, а, возможно, это не услышали. По нашим меркам, это был серьезный инцидент. Нет, никаких травм не было, но эмоции зашкаливали. Это подтверждается и тем, что ситуацию очень долго потом разбирали и в индивидуальных разговорах, и на заседании Рассудительного комитета, которое проходило в два этапа.

А ещё на первом же после этого эпизода школьном собрании долго обсуждали, нужно ли изменить школьные правила контактных игр и как. В результате решили уточнить, какие предметы можно использовать, а какие нет, расширили, какими способами участник может заявить о том, что для него это больше не игра, поговорили о том, почему это бывает трудно или непонятно.

Дополнения к правилам были приняты единогласно. А я снова отмечаю для себя, какой бесценный опыт обретают все участники процесса в ходе обсуждения, анализа, совместного поиска решения. Я почти уверена, что это не последнее обсуждение на эту тему. Но я также почти уверена, что очень редко когда в жизни одним решением проблему можно устранить раз и навсегда.