О формировании ответственности

Недавно я писала о том, как наша школа почти два года назад отказалась от того, что считается необходимым для образования учеников — расписания, уроков, попыток увлечь. Значит ли это, что с тех пор образование прекратилось? Конечно, нет. И, по сути, всё, что мы описываем в наших постах на протяжении последних двух лет, как раз об этом — об образовании учеников. Просто за событиями и мероприятиями, которые мы описываем, не всегда легко увидеть образовательную компоненту. Отчасти это связано с тем, что понятие образования гораздо шире, чем запоминание некоторого количества информации, отобранной министерством образования. Но ещё и с тем, что очень часто образование не является целью деятельности, а является как бы её побочным продуктом. И чтобы его распознать, нужно не только увидеть деятельность, но и проанализировать её.

Как раз такой анализ делает основатель школы по модели Садбери Вэлли в Великобритании (East Kent Sudbury School) Кезиа Кэнтвелл-Райт в небольшом видеоролике о своей школе. Образование детей в свободных школах очень многогранно: они учатся многому. Но в данном видео Кезиа фокусируется на развитии у учеников чувства ответственности за свои действия.

Для формирования ответственности одним из основных условий является собственное желание ребенка находиться в школе. В этом случае он готов не избегать ответственности, а учиться принимать её. А внутришкольный институт, который немало способствует этому процессу — это судебный комитет (в нашей школе мы называем его Рассудительным): комиссия из детей разного возраста и взрослых, которая занимается разбором возникающих в школе конфликтов. Цель создания комитета не образовательная: это удобный практический инструмент, помогающий решать насущные школьные проблемы. Но, тем не менее, он является и мощным образовательным инструментом, роль которого трудно переоценить.

Цитата из видео: “Нелегко признавать ответственность за свои действия и иметь дело с последствиями. Особенно если ты пришел из системы, где выгоднее всего было как раз ответственности избегать. Кажется, что проще всего переложить вину на кого-нибудь другого. Но когда ты понимаешь, что твои действия — это действительно ТВОЙ выбор, происходит поворот в сознании. Наши ученики знают: это ИХ жизнь, а не чья-то еще, и все решения в ней они принимают сами”.

Завершу цитатой Ивана Иллича из книги “Освобождение от школ”: “Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности”.