О роли генов и среды

На прошедшей недавно образовательной конференции Ed Crunch профессор биологии и неврологии Стэнфорда Роберт Сапольски рассказал о современном взгляде на роль генов и среды в формировании личности. Мне кажется, его лекция будет интересна всем, кто задумывается о значимости воспитания и образования. Поэтому я очень рекомендую лекцию к прочтению и осмыслению

Если супер коротко, то она вот о чем: все мы рождаемся с определенным набором генов, которые определяют, какие процессы в нас происходят, включая наши реакции, организацию мышления, индивидуальные способности. Можно было бы предположить, что то, каким человек станет, однозначно предопределено его генетическим набором. Однако это не так. Потому что то, каким именно образом с генов будет считываться информация, очень сильно зависит от окружения начиная с микро (на уровне клетки), до макро (окружающие условия, люди, обстоятельства) уровня. В лекции это объяснено на доступном языке с массой жизненных примеров.

Но мне бы хотелось выделить здесь один момент, который лично для меня был очень значимым в лекции.

Профессор рассказывает о формировании ключевых систем, которые сильно влияют на то, что из себя представляет и как проявляется в жизни человек. Одна из этих систем – это дофаминовая система. Она обеспечивает работу центров подкрепления в мозгу и учит нас идти за тем, что нам нравится. Другая – это передняя часть коры головного мозга. Это участок мозга, который помогает нам делать не то, что хочется, а то, что правильно, нужно, целесообразно сделать в какой-то ситуации, позволяет нам регулировать эмоции, заниматься долгосрочным планированием, управлять собственными импульсами.

Так вот. Формирование коры заканчивается годам к 25, в то время как дофаминовая система формируется уже к 10 годам. Но именно «делать не то, что хочется, а то, что надо» является той священной коровой, о которой твердят почти все родители, педагоги, воспитатели. То, в чем видят непреложную ценность, то, чего так ждут (или добиваются) от своих детей (начиная с младшего школьного возраста, если не раньше). А дети вот хотят делать только то, что нравится. Прямо сейчас. Ну, да. Потому, что система, которая отвечает за это, уже сформирована. А системы, которая отвечает за «надо», еще почти нет или она очень слабая.

Но поможет ли постоянное принуждение детей делать то, что «надо», более быстрому/эффективному её формированию (а ведь именно это и школа, и многие из нас делают постоянно, разве нет?)?

Но мы же не учим детей таким образом, скажем, ходить. Мы не привязываем 3-месячных к каким-нибудь ходулям, не придумываем для них специальных тренажеров или занятий, где их мышцы, необходимые для ходьбы, сформировались бы быстрее… А что мы делаем? Мы просто сами ходим рядом. Даем ручку, когда ребенок пытается сам подняться. Хвалим и подбадриваем, когда получается. Утешаем, когда не получается. И ЖДЁМ. Потому что понимаем, что еще не время. И это нормально, что бОльшую часть времени ребенок ползает, потому что всё, что для этого необходимо, уже сформировалось и натренировалось благодаря действиям самого ребенка. Почему же мы не делаем то же самое с обучением «надо»?