Школа Бюллербю — это пространство для образования и развития детей от 4 до 18 лет, в котором ученики сами определяют, чему, как и когда они учатся. Благодаря тому, что дети являются субъектами, а не объектами образовательного процесса, не происходит подавления природной любознательности, а дети обнаруживают и развивают свои собственные интересы и способности и такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений, умение использовать все возможные ресурсы для обучения и достижения своих целей, социальные навыки, способность к творчеству и гибкость.
Большинство сфер человеческой жизни становятся всё более автоматизированными и цифровыми. Многие профессии уходят или скоро уйдут в прошлое — в первую очередь те, которые требуют повторения рутинных действий и исполнения указаний. Всё больше профессий будет связано с дизайном в самом широком смысле, с взаимодействием с искусственным интеллектом и информационными технологиями. Многие из профессий, которые будут осваивать нынешние школьники, людям ещё только предстоит придумать. При этом количество доступной информации и скорость изменений на планете с каждым годом увеличиваются в геометрической прогрессии.
Массовая школа продолжает предлагать образование, давно переставшее удовлетворять требованиям времени. Детей учат сидеть спокойно, действовать по указанию учителя, соревноваться, а не сотрудничать со сверстниками, не проявлять чрезмерной инициативы, отвечать на вопросы заранее определенным однозначным образом. Главной целью образования ставится успешная сдача экзаменов, и на её достижение уходят все силы детей, родителей, педагогов и администрации, не говоря уж о существенных финансовых вложениях, в ущерб другим образовательным задачам. В итоге мы получаем усердных исполнителей, главный навык которых — действовать по шаблону, а мышление стало ригидным.
Каждому ребёнку с рождения присуща самая лучшая основа для становления целостной, сильной, гармоничной личности: сильнейшая внутренняя мотивация и тяга к познанию мира, стремление исследовать его всеми возможными способами, чтобы стать его гармоничной частью, и при этом оставаться достаточно гибкими, чтобы менять то, что хочется изменить. Однако не секрет, что у большинства детей через несколько школьных лет от этой любознательности не остаётся и следа.
Получается, что традиционная модель образования не отвечает ни вызовам сложного современного мира, ни потребностям самих детей. Но есть альтернатива — свободная школа. Это пространство, в котором дети сами решают, чему учиться и чем заниматься. В этой среде у них есть достаточно времени на то, чтобы делать то, что для них важно, не бояться совершать ошибки и приобретать собственный опыт. У них есть уважение и поддержка взрослых. Но взрослые не определяют направление развития учеников, а оставляют им возможность делать это самим, так как именно это им неоднократно придётся делать и в будущем. В такой обстановке внутренняя мотивация ребенка раскрывается в полную силу — он изучает мир, опираясь на свой внутренний ритм, и находит наилучшие способы создать что-то новое, а не воспроизводить устоявшиеся шаблоны. Его ум остается живым и гибким; он учится ставить задачи и находить в изобильном информационном поле именно те ресурсы, которые нужны ему прямо сейчас. Такой ребенок будет быстро приспосабливаться к изменениям глобального мира и уметь опираться на себя и на своё сообщество.
Важной частью свободной школы является то, что все решения, касающиеся её устройства и жизни, определяются согласно демократическим принципам, где каждый участник сообщества — будь то ребёнок или взрослый — имеет равное право голоса. Это способствует развитию чувства ответственности за себя и свои действия, а также за окружающее пространство и сообщество.
Именно такой школой является школа Бюллербю в Москве.