О Жене Гришиной

Женя работает в школе Бюллербю с 2015 года, когда она привела сюда своего старшего сына-первоклассника Ника. Младшему, Ване, тогда был годик. Женя стала печь пироги на полдник (она вообще очень вкусно печёт), а потом и варить в школе вкусные домашние обеды. Ваню она брала с собой, и его нередко можно было увидеть спящим на диванчике в кухне, наполняющейся ароматами приготовляемой еды.

Первые несколько лет, что Женя работала в школе, в Бюллербю была программа и уроки. В школу приходили и уходили учителя по разным предметам. Если выдавалось окошко между уроками, они были не прочь посидеть на кухне и поболтать. Дети то расходились по классам, то шумной толпой заполняли кухню: «Женя, а что у нас на перекус? Женя, а что у нас на обед?». Тогда Женя придумала вывешивать утром на дверь кухни меню, к которому и отправляла страждущих, после того как уже с десяток раз ответила на один и тот же вопрос.

В нужное время она звала дежурных, выдавала им продукты и инструкции, и они под ее руководством нарезали яблоки или пересчитывали баранки. Потом несли в столовую кастрюли с едой, помогали с раздачей, а в конце возвращали всё на кухню. Некоторые учителя говорили, что существенным достоинством работы в Бюллербю являются здешние обеды:)

Разговаривая с детьми между делом, на переменках, в процессе дежурств она здорово узнавала их, понимала характеры и особенности. Не оставались незамеченными ей ни новые прически, ни новые игрушки, ни грустные глаза, когда что-то не ладилось.

Стоит ли удивляться, что, когда школа сменила формат, отказалась от ведущей роли учителя и предоставила детям право самим распоряжаться своим временем, Женя оказалась самым что ни на есть подходящим сотрудником или «стаффом» — так называется роль взрослого в пространстве самонаправленного образования. Стафф не учит ничему, если не попросят. Это просто взрослый человек в пространстве, который рядом. Если понадобится. Еще, конечно, у стаффа очень много разной административной и организационной работы, но мне хочется описать именно работу с детьми.

Вообще, у нас все сотрудники очень интересные и умеющие находить подход к детям люди. Они поддерживают пространство, участвуют в школьных собраниях, в работе Рассудительного и других комитетов, гуляют, играют, отвечают на вопросы, помогают решать возникающие проблемы, готовиться к аттестациям, когда есть необходимость, и много разговаривают с детьми на самые разные темы. Но у каждого есть какие-то свои уникальные черты.

Женя слывёт среди детей строгой. У неё всегда порядок. Она хорошо знает правила школы и напомнит, что нужно убрать за собой тарелку или игрушки, записаться в лист прогулок или пропылесосить. У нас в школе о любом нарушении школьных правил можно просто написать заявление, и на следующий день Рассудительный комитет позовет предполагаемого нарушителя и будет разбираться: было, не было, что делать дальше. Но Женя всегда призывает (и, конечно, делает так сама) сначала посмотреть, можно ли разобраться с проблемой на месте: подсказать правило, напомнить об обязанности, объяснить, попытаться примирить конфликтующих. Хотя, конечно, и до заявлений и разбирательств в комитете дело доходит.

А ещё Женя очень здорово видит младших детей и находит к ним подход. К примеру, в этом году у нас два новых совсем маленьких ученика – по четыре с небольшим. Им, пожалуй, труднее всего встроиться в систему правил. А у нас ведь равенство – так равенство. Убирать за собой вещи, участвовать в общей уборке должны все. А для многих детей (и не только младших) это оказывается непривычно. Им приходится снова и снова напоминать об их обязанностях. Снова и снова объяснять и показывать, как что-то делается: куда убрать ложки, как сложить материалы для творчества, как вымыть пол. И Женя умеет делать это с мягкостью и терпением. А еще младшие иногда скучают по мамам, особенно когда что-то не так или почему-то взгрустнулось. Женя всегда это замечает. То увидишь её за чаем на кухне с каким-то карапузом, то сидящей на коврике в детском домике за игрой, то утешающей кого-то, кто даже всплакнул.

При этом мне всегда удивительно, как Женя находит баланс между тем, чтобы поддержать, но при этом не «бежать впереди паровоза», оставляя возможность детям и поскучать, и столкнуться с трудностью, и обнаружить и побыть со своими эмоциями. Не говоря уж о том, что когда дети помладше, увидев расположение и поддержку в лице Жени, пытаются пристроить её к выполнению каких-то своих нужд, она умеет очень мягко повернуть дело так, что, глядишь, ребёнок уже и сам себе наливает чай, сам достает и разогревает еду, сам складывает разбросанные игрушки или моет пол.