Когда мы рассказываем кому-то о нашей школе, в которой нет предметов, уроков, учителей, программы.., у собеседников нередко возникают опасения, что дети в такой школе ничему не научатся. Ведь всех детей учат читать, писать, считать (в школе или дома), а как же иначе! На это мы, как правило, отвечаем, что в современном мире в нормальных социальных условиях ребёнок научится базовым жизненным навыкам без специальных нацеленных на это занятий (так же, как он учится ходить и говорить). А поскольку без того, чтобы писать, читать, считать и пользоваться интернетом в нашем мире никуда, дети и эти навыки способны освоить просто в процессе нормальной жизнедеятельности, если они живут достаточно активной жизнью.
Это не наша придумка. Многие люди что-то подобное рассказывают и про себя, и про своих детей или знакомых — как научились читать или писать как-то незаметно, между делом. Кроме того, об этом говорит вся статистика выпускников свободных школ, самым старшим из которых 100 (Саммерхилл) и больше 50 (Садбери) лет.
Но, несмотря на все это, каждый новый ребёнок, проходящий по пути самостоятельного освоения счета, чтения или письма в нашей школе — это для нас всё ещё волнительно: ну а вдруг именно здесь что-то пойдёт не так? Вдруг именно этот ребёнок не захочет, не сможет?
Но приходит время, и мы видим, как что-то незаметно меняется, и вот тот, кто не один год до этого просил написать, прочитать, посчитать что-то за него, пробует делать это сам. И вот рука все тверже или скорость чтения всё выше.
Важно отметить, что все случаи самостоятельного научения чему-то, которые мы наблюдали в нашей школе, были связаны с тем, что ребёнку становилось надо. Ему. Самому. Неизбежно. Как ребёнку, которому до поры, до времени всё приносят, потому что он лежит на месте, неизбежно становится надо дотянуться, доползти, а потом дойти, добежать самому.
На этой фотографии — мальчик, которому очень хочется, чтобы в «Прогулочный день» школа отправилась не куда-нибудь, а именно в аквапарк. И он предлагает этот вопрос к обсуждению на школьном собрании. А для этого вопрос нужно записать. Он не должен обязательно писать сам. Он может попросить, и за него напишут — так уже не раз бывало. Или ему могут предложить попробовать написать самому, и он может отказаться, как тоже бывало неоднократно. И вот в этот раз он выбирает попробовать написать сам. Хотя знает, что если откажется, его не будут ругать (а если согласится — не будут за это хвалить). Он просто пробует новое в комфортной поддерживающей среде и именно тогда, когда готов.
По историям из других свободных школ мы знаем, что иногда дети начинают читать или писать не в 5-6-7 лет, а в 10-12 или даже позже. Мы ещё маленькая школа с маленьким опытом, и, наверное, нам было бы ещё более волнительно ждать, если бы у нас был ученик, который не читает или не пишет до такого возраста. Но ведь бывают дети, у которых что-то в сознании устроено так, что их время свободного освоения этих навыков действительно приходит позже общепринятой нормы. А попытки учить их этому принудительно раньше встречаются с большим количеством трудностей и приводят к разным неприятным последствиям в виде отторжения к чтению или письму, падению самооценки и веры в свои силы и способности, невозможности осваивать другие знания и навыки в среде, где всё обучение построено на необходимости читать и писать… И для таких детей возможность освоить чтение или письмо в своё время и в своём темпе, а также непривязка к чтению и письму других областей развития, может оказаться спасительной. В школе Садбери Вэлли за 50 с лишним лет ее существования не было детей, которым диагноз дислексия или дисграфия поставили бы во время обучения в этой школе, хотя по средним цифрам в популяции это просто невозможно. Похожая картина наблюдается и в других аналогичных школах по миру. Сотрудники этих школ считают (и находят многочисленные подтверждения этому), что дислексия и дисграфия возникают как реакция на преждевременное (для конкретного ребёнка) обучение письму и чтению. А если такого принуждения нет, то дети с такими особенностями хоть и осваивают эти навыки несколько позже, но при этом не сталкиваются с описанными выше трудностями и их последствиями.
Если тема связи между обучением чтению и дислексией интересует вас всерьёз и вы читаете по-английски, рекомендуем вам книгу «What If School Creates DYSlexia?» By Je’anna L Clements