Родительский опыт

Многих родителей, выбравших для своих детей нестандартный образовательный путь, иногда (или часто:) накрывает тревогой. И тогда бывает очень здорово почитать об опыте других родителей, сделавших такой же выбор. Делимся с вами здесь текстом, опубликованным Мариной Колесник — мамой из Днепра, которая забрала своего сына из школы.

Год назад, 20 декабря, я забрала документы старшего сына из очной школы и перевела на дистанционное обучение. Я стала мамой нешкольника, и это очень изменило меня, мое отношение к детям и мои отношения с детьми.

За год я прошла большую трансформацию. Я смогла заглянуть ЗА общественные предрассудки и увидеть там живого 11летнего человека. Я смогла рассмотреть свои страхи, познакомиться с ними, и попрощаться. Я перестала спорить и оправдываться перед окружающими. Я перестала требовать от сына «хоть чего-нибудь, что можно предъявить бабушкам». Я уже никому не рассказываю о том, как он прекрасно сам изучает то, что ему интересно, потому что ничего из школьной программы ему не интересно, а совершенно невероятное аниме, которое он смотрит днями напролет, никто из моих знакомых не назовет обучением, хотя информации там – исторической, эстетической, социальной – в разы больше, чем в школьной программе. Да и, честно говоря, я не всегда знаю, что он там смотрит. Нет, мне не все равно. Просто я не контролирую. Просто я почти всегда откладываю все свои дела, если он пришел ко мне с вопросом или просто так. Он спрашивает про откровенное, рассказывает задушевное, делится мечтами, и я понимаю, что все идет хорошо. А что он там смотрит.. Так я в 12 лет вообще-то курить начинала, в лагеря ездила на целый месяц. Я там такого насмотрелась и наслушалась, что современный матюкливый ТикТок в экране это детский сад, ей-богу.

Тщетно заходя с разных сторон к сыну с идеями о совместных экскурсиях, встречах, играх я, ни разу не получив согласия, в итоге счастливо и свободно занимаюсь своим собственным образованием. Я занимаюсь английским, русским, рисую, много читаю, покупаю книги, знакомлюсь с интересными мне людьми и осваиваю новую профессию.

Из мамы, переживающей, контролирующей и готовой организовывать для своего сыночка демократическое образовательное пространство я стала мамой, радующейся коммуникативным навыкам сына, который торгуется с учителем за количество выполненных работ в семестре для минимальной оценки. Как говорится — а что, так можно было?

Несколько лет до этого момента я плотно изучала разные подходы к образованию и воспитанию детей, вошла в сообщество демократического образования, стала членом команды организаторов международной конференции демократического образования, посетила несколько школ в Украине и зарубежом, провела конференцию альтернативных школ в Днепре. Я не упала с луны и я знаю, что такое классическое образование. Я там училась, если кому-то это не очевидно. Золотая медалистка.

И вот, наконец, я решилась. Потому что мой сын стал инертным, медленным и равнодушным. Я поняла, что тянуть дальше некуда. Ему было 11 лет. Это решение стоило мне моего брака, как оказалось впоследствии. Но на сегодняшний день это один из самых важных и правильных поступков в моей жизни.