Школа Бюллербю. Строим демократическую школу 9.

Структура школы.

фотография с сайта школы Садбери Велли
фотография с сайта школы Садбери Вэлли

С некоторыми допущениями можно сказать, что в школе Садбери, как в государстве, есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная – это школьное собрание. На нем принимаются правила, обязательные для исполнения всеми членами школьного сообщества. На настоящий момент свод правил представляет собой 85-страничный документ (вместе с оглавлением и предметным указателем). Там много тонкостей, касающихся безопасности, защиты всевозможных прав личности, разных внутришкольных процессов и много чего ещё. Но главный смысл документа сформулирован в его преамбуле. В ней говорится о том, что ответственность за школу разделяет каждый член школьного сообщества, и о том, что школа строится в атмосфере свободы, справедливости, доверия и порядка, а также уважительного отношения к школе в целом и каждому члену сообщества в частности.

Я уверена, что многие сочтут 85 страниц правил дикой бюрократией и формализмом, и потому спросила сооснователя школы Ханну Гринберг, как они сами относятся к этому. Она ответила мне, что чем больше свободы, тем больше правил, защищающих свободу (Да, правила не для того, чтобы загнать всех в какие-то рамки, ограничить и заставить маршировать строем, а наоборот, чтоб дать больше свободы. Парадокс? Едва ли). Что иметь правила безопаснее, чем иметь договоренности. Никакие нарушения чьих-либо прав никому не сойдут с рук и все это знают. Кроме того, она не считает, что в школе с таким количеством документации отношения более суровые и «холодные». Наоборот, атмосфера довольно расслабленная и тёплая, в том числе и потому, что дети уверены, что на них не накричат, не унизят и т.д.

Абсолютно все правила, входящие в свод, были приняты на школьном собранием путём голосования. Добавлю также, что любые правила могут быть изменены по инициативе ученика или сотрудника школы (и это происходит по сей день), и, вообще, свод правил – это живой документ, который меняется по мере развития школы.

Исполнительная власть – это различные комитеты школы. Например, хозяйственный комитет, комитет по приёму в школу, финансовый, библиотечный и другие. В состав комитетов входят и сотрудники школы, и ученики по желанию. Создаются комитеты для того, чтобы обеспечивать выполнение важных для функционирования школы задач, поставленных школьным собранием. Ведь всё в школе, от найма сотрудников до ухода за газоном, определяет и организует школьное сообщество (ученики и сотрудники) и никто больше.

В школе есть президент, казначей и различные клерки, ответственные за организацию и выполнение разных важных для школы задач. Все они избираются на год школьным собранием. Есть в школе и омбудсмен.

И, наконец, есть судебный комитет (Judicial Committee или JC), задача которого – разбирать случаи нарушения школьных правил. JC не сразу возник, как отдельный орган. Поначалу в школе все нарушения рассматривались школьным собранием. Эволюция JC привела к тому, что теперь это отдельный комитет, в состав которого входят представители разных возрастных групп (от самых младших учеников до сотрудников согласно ротации), участие в работе которого – это обязанность каждого ученика и сотрудника школы, а принципы работы которого тщательно продуманы и описаны в специальных документах.

А еще в школе есть корпорации – временные организации, которые создаются теми, кому интересно вместе осуществлять какую-то деятельность в школе. Некоторые корпорации возникают и исчезают, а какие-то существуют не один десяток лет. На данный момент в школе есть корпорации по искусству и творчеству, по поездкам и походам, кулинарная, танцевальная, музыкальная, парикмахерская, спортивная, по видео играм и по переработке вторсырья.

Вся документация, которой располагает школа, собрана в так называемый мануал. Помимо устава и школьных правил в него входит подробное описание всего здания, территории и имущества школы, шаблоны всех договоров – с сотрудниками, родителями, поставщиками и пр., регламенты всех комитетов и корпораций, описание библиотеки, архива школы и т.д. Фантастическая работа. Если вдруг так случится, что в один день из школы уйдут все сотрудники и старшие ученики, и придут новые, у них будет на руках детальное описание всей работы школы, от основных принципов до расположения переключателей воды на трубах в подвале.